Будет ли отмена «заочки» в России в 2017 году

СтудентыГлава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил об отмене формы заочного обучения в высших учебных заведениях по некоторым специальностям.

Отмена заочного обучения в России в 2017 году

Как сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, с 1 сентября 2016 года в России планируют отменить форму заочного обучения в ВУЗах по некоторым специальностям. В частности, речь идет о подготовке специалистов юридического и экономического направления. Упоминаются также специальности менеджмент и государственное муниципальное право.

Это касается только первого высшего образования. Студенты, которые уже обучаются на заочном по данным профессиям, успеют доучиться и получить дипломы. Нововведение коснется только вновь поступивших студентов.

По мнению чиновников, введение этих новшеств позволит серьезно усилить качеств подготовки студентом, а также произведет естественный экономический отбор в рядах разнообразных коммерческих ВУЗов.

Продолжение следует…

Эта новость – продолжение длительных споров и обсуждений. На фоне реформ образовательной программы министерства постоянно идут дискуссии: исчерпала себя заочная форма образования или нет?

В 2010 году группа преподавателей ведущих университетов России выступила с предложением отменить заочную форму образования в высших заведениях страны. Инициаторами выступило руководство Санкт-Петербургского госуниверситета. Их поддержал ректор МГУ Виктор Садовничий. Они считают, что невозможно дать основу и навыки профессии, осуществляя преподавание по заочной системе, и большое количество преподавателей и студентов с ними согласны. В этом же году руководство СПбГУ объявило об отказе от заочной формы обучения студентов.

Не все преподаватели и руководители ВУЗов России считают, что «заочка» себя полностью исчерпала. В полемике участвует и другая сторона, которая заявляет, что убрав заочное образование, мы лишаем население свободы выбора, а ВУЗы – дополнительного финансирования. Оптимизация, а не уничтожение – вот девиз сторонников заочного образования.

Для чего предпринимаются такие шаги

Напоминаем, что улучшение качества образования на всех уровнях, и в высших заведениях в частности, является одной из приоритетных государственных программ России. Сокращение заочного образования, возможно, будет компенсировано развитием средней специальной образовательной платформы. В России явный дефицит высококвалифицированной рабочей силы на предприятиях и избыток специалистов с высшим образованием. Причем именно по специальностям, по которым решили сократить заочную форму.

Кроме того, явно прослеживается другая логическая составляющая такого шага – финансирование заочной формы. Скорее всего, сокращение «заочки» повлечет за собой и сокращение финансирования ВУЗов и количества бюджетных мест.

Экономическая целесообразность

Не секрет, что заочная форма – значительный доход для ВУЗа. Преподавателям выплачивают в два раза меньше, чем на дневной форме, она не требует дополнительной материальной базы, аудиторий и общежитий. Оплата за заочную форму образования существенно ниже, поэтому поток желающих не прекращается. С финансовой точки зрения – для ВУЗов это экономически выгодная система преподавания. Кроме того, в моменты экономических кризисов количество желающих получить высшее образование, переквалифицироваться и освоить навыки новой профессии всегда выше.

Однако чиновники считают, что цель учебных заведений не бизнес и экономическое благосостояние, а создание качественной базы для обучения специалистов высокого уровня.

Читайте также: Список документов для поступления абитуриенту на заочное

Историческое наследие

Система заочного образования оформилась в 20-е годы прошлого столетия. Перспективы развития промышленности требовали специалистов. Нехватка собственных кадров стала основой для создания системы подготовки специалистов без отрыва от производства. В ВУЗ получали специальное направление. Чтобы привлечь работающее население, вводились разнообразные льготы:

  • бесплатный проезд в транспорте;
  • дополнительный отпуск для сдачи экзаменов;
  • оплата расходов на проживание.

На текущий момент в России около 2 млн. заочников. Получить заочное образование проще и дешевле. Другой вопрос – получить работу с таким образованием. Работодатели неохотно принимают на работу специалистов без опыта работы даже после дневного обучения, что уж говорить о заочном.

Заочная форма обучения: плюсы

Заочная форма обучения, прежде всего, позволяет получить высшее образование людям, которые не могут позволить учиться 4-6 лет, не работая. Ни для кого не секрет, что «заочка» всегда была менее затратной. Это оптимальная форма для категорий со средним достатком и высокой занятостью.

К категориям с высокой занятостью можно отнести и специалистов, работающих на предприятии по специальности, которым требуется получить высшее образование; и будущих мам, у которых после рождения ребенка оптимальный выход, не прерывая учебу, перейти на заочную форму обучения и т. п.

К тому же у населения должен быть свободный выбор. Ведь качественное образование можно получить в любом случае, было бы желание учиться. Любой контроль, материальная и преподавательская база не отменяют самообразование и желание приобрести навыки профессии.

Заочная форма обучения: минусы

Основная причина, по которой специалисты недовольны заочным образованием, – его неспособность дать основные базовые знания ни по одной из преподаваемых дисциплин. Это следствие минимальных контактов с преподавательским составом, отсутствие практической и теоретической нагрузки и системы постоянной оценки знаний. Сессионных периодов явно недостаточно, чтобы в полной мере привить теоретические и практические навыки профессии и воспитать хорошего профильного специалиста.

Замена

Преподаватели называют заочную форму несовременным наследием прошлой эпохи. Предлагается не совсем упразднять, а заменить дистанционной формой. С развитием новых компьютерных технологий возможно интерактивное обучение студентов, различные формы онлайн-занятий с преподавателями и т. п. Что в таком случае будут делать жители удаленных от цивилизации и Интернета мест, неизвестно.

На сегодняшний день можно сказать следующее: пока инициатива чиновников распространяется на ограниченные отрасли специальностей, по которым ощущается переизбыток на рынке труда. Эти действия направлены скорее на то, чтобы направить поток специалистов в другое русло. Таким образом, чиновники рассчитывают получить кадры технических инженерных профессий, которых сейчас в России острый дефицит. Кроме того, это значительное сокращение бюджетных мест и финансирования ВУЗов.

Желающих получить второе высшее образование нововведение пока не касается. Это, вероятно, обосновано тем, что второе высшее получают взрослые состоявшиеся люди, четко представляющие, зачем они поступают в ВУЗ и что хотят вынести из учебного заведения. По большому счету речь идет скорее об оптимизации системы образования, чем о действенных реформах.

Надеемся, что невозможно полностью упразднить заочную форму в ВУЗах, это своего рода дискриминация определенной категории населения. Необходимо довести качество обучения до нужного уровня, а не упразднять.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>